Рыбаков дети арбата история создания

Путь духовного становления личности, путь окончательного изживания иллюзий и попыток обрести новую веру. Разлетаются представления Саши о единомнении как основе общества, миф о справедливости насилия большинства над меньшинством. Саша Панкратов сам волею судеб попал в меньшинство. Нина Иванова, бывшая одноклассница Саши, сначала поражена его арестом. Но есть у Саши одно качество, которое и делает его уязвимым. Мораль для него — это человеческая ценность, которая стоит превыше всего. Он не может, к примеру, лжесвидетельствовать против заместителя директора института Криворучко. У него есть возможность выбора: Саша может предать Криворучко, сказав о нём то, что требуют, и тем самым спасти свою судьбу. Но он не желает хитрить, лавировать, притворяться, скрывать мысли и чувства. Ведь Саша — сильный духом, высоконравственный человек, истинно русский интеллигент. Этот благородный поступок Саши можно назвать подвигом. Сашино дело возникло как результат его личной независимости, которое затем росло, как снежный ком. Мы не можем не согласиться с Железновой, поскольку в романе все же не два героя. Противоречие же между автором и критиком разрешается просто: Поскольку герой романа все же простой человек, то Арбат — среда его обитания. Люди существуют в этом мире, они неразрывно связаны с ним. Этим людям Саше, Варе и другим чуть больше двадцати лет, то есть, можно сказать, что это первое пост октябрьское социалистическое поколение. Они не могут оглядываться на прошлое, которое бессмысленно для них, поскольку не даст никакого поучительного урока: Оглядываться не на что, а потому человек должен делать себя сам. Варя — сирота, но она себя так не ощущает.

Арбат в романе А.Н. Рыбакова «Дети Арбата»

Все они не сироты. Они — новые люди. Прошлое ничто, а будущее — все. Рыбаков исследует попытку создать нового человека, создать его из ничего — только из идеи, и утвердить на новой земле, где все старое разрушено. Арбат — почва для эксперимента, московская улица, потерявшая в е годы свой старинный изыск, но приобретшая близость к центру мировой революции, к Дворцу Советов, который намечено возвести на месте взорванного храма Христа Спасителя. Дети Арбата — новая поросль нового общества и первый его человеческий результат. Так в романе перекликаются судьба человека и политическая история, то есть история власти. Только достоинство это не столько современной литературы, сколько конкретного произведения и конкретного автора. Писатель достигает ее разными, но взаимосвязанными путями. Погружаясь вслед за героями романа в атмосферу Москвы, Арбата, арбатских переулков, домов, квартир, читатель, по замыслу автора, должен как бы заново открывать для себя потускневший в памяти довоенный мир: Описание этого мира совершенно, выразительно, живописно, но, что особенно важно, насквозь просвечено временем, а что особенно важно, передает его в срезе общества. Передает автор и психологическую атмосферу эпохи: Ощутимость и зримость всего этого также поразительны. Реалистичность Арбата в любом из описательных моментов видна невооруженным глазом: Читателю многое станет ясным уже с первых страниц романа. Получив послание, ссыльный понимает, что все еще любит Варю. Саша вновь задумывается о будущем, ему кажется, что не все потеряно. Но вскоре до него доходит известие об убийстве Кирова в Ленинграде. Это говорит о том, что наступают темные времена.

рыбаков дети арбата история создания

Краткое содержание по главам дало нам понять, что основными действующими лицами являются Шарок, Саша и Варя. Главным антиподами романа, на которых строится все повествование, являются Юрий Шарок и Саша Панкратов. Первый, сын портного, у которого во время революции отобрали мастерскую, не может простить советской власти национализации. Юрий — индивидуалист, который сосредоточен лишь на своей карьере и устройстве быта. Саша другой, это герой, близкий автору. Он является выразителем взглядов своего поколения. Однако автор практически не изображает его внутреннего мира, у героя отсутствует самоанализ. Концепцию персонажа читателю виден, но индивидуально неповторимый характер отсутствует. Варя отличается от обоих персонажей, и в то же вбирает в себя их черты. Саша по-прежнему скитается по стране. Варя, напрасно прождавшая его долгие годы, для спасения от молоха репрессий выходит замуж за надёжного, но нелюбимого человека, с которым у неё нет счастья. В предвоенные годы Сталин не верит тому, что грядёт война с Германией, и это дорого обходится стране. Рыбаков не останавливается на внешности событий, а идет в глубину и раскрывает содержание существования: Нет, человеческое — это результат деятельности, как самого человека, так и окружающих его людей, оно формируется и существует через эту деятельность. В рамках определенных объективных условий люди сами куют свое счастье или свою беду. И здесь раскрывается суть того главного конфликта, который является, по нашему мнению, сутью идейного содержания романа: И в том и в другом случае мы сталкиваемся с формой взаимодействия общественного и личного, но это взаимодействие ведет к разным и даже противоположным результатам. Рыбаков через судьбы своих героев показывает, что в первом случае личное возвышается до уровня общественного, реализуя и обогащая его, а во втором — общественное низводится до уровня средства решения личных проблем, деформируется, искажается, что оборачивается трагедиями для людей. И это явилось причиной читательского интереса к произведению Рыбакова. Обособленное, автономное существование здесь мнимо, обманчиво. Все закольцовано, включено в сеть — великое и малое, эпохальное и будничное. Писатель словно бы дает своеобразный разрез тогдашней социальной пирамиды. От самого верха, где самовластно распоряжается Сталин, до мрачных подземелий, где мыкается на допросах у следователя Дьякова не понимающий своей вины Саша Панкратов.

Верх — это большая политика, апартаменты вождей, помпезные приемы в честь архитекторов, летчиков, чекистов. Низ — захудалая подвальная прачечная, в которой прозябает после ареста сына Софья Александровна, толчея у тюремных окошек, чтобы сделать передачу. А в промежутке между полюсами, между крайними уровнями — вся остальная жизнь, выписанная Рыбаковым щедро, красочно, в изобилии социальных и бытовых подробностей. Впрочем, категории верха и низа условны, шатки. Пирамида успеха время от времени осыпается до самого основания. И тогда победители оказываются побежденными, кумиры - изгоями, гонители — гонимыми. Обласканный и превознесенный Сталиным Марк Рязанов становится очередной жертвой. Лена Будягина переселяется из престижного дома для избранных в барак на уфимской окраине. Вчерашние наставники Юрия Шарока по работе в органах идут под расстрел. Раздувшие Сашино дело преподаватели Лозгачев и Баулин отправляются на скамью подсудимых.

Краткое содержание «Дети Арбата» Рыбакова: описание, характеристика героев и отзывы

Лев Каменев, которого наводящий на заключенных ужас следователь Черток лицо отнюдь не вымышленное сутками держал на пыточном конвейере — без движения, которого шантажировали убийством малолетнего сына, расстрелом сподвижников. Григорий Зиновьев, для которого в камере специально включали на полную мощность батареи отопления. Знали, что астматик, что будет мучиться. Начинающий следователь, выдвиженец из молодых кадров Юрий Шарок, хмелеющий от вседозволенности, от безграничной власти над арестантами, входящий в раж из-за того, что они запирались, путали показания и тем самым вынуждали его заниматься рукоприкладством, марать руки о какую-нибудь Лидию Звягуро. Ведь бить — тоже работа не легкая. От сменявших друг друга Ягоды, Ежова, Берии, от таких высокопоставленных чинов, как Абакумов, Шпигельглас, до неприметного трудяги-следователя Дьякова, усердно собравшего компромат на Сашу Панкратова и втайне мечтавшего не о таком пустяковом, а о настоящем, громком деле. Разные по повадкам, по манере обхождения, они в то же время звенья одной и той же системы, исполнители одной и той же воли. Однако граница между палачами и жертвами в трилогии извилиста. И сострадание художника не безоглядно и не безобразно. Оно отягощено трезвой исторической памятью. А разве Пятаков незадолго до своего падения не призывал на головы Зиновьева и Каменева гром и молнии? Все они уплатили своей головой. Кто раньше, кто позже. Но это теперь они жертвы — поверженные, заклейменные. А тогда они были лидерами, трибунами. Но не всегда и не обязательно безвинные. Ведь вслед за подсудимыми наставал черед и самих истязателей. Скорее продолжение цепочки преступлений, попытка спрятать концы в воду. Трилогия Рыбакова развертывается и как документально — художественная в характерах, в образах исследование эпохи, и как нравственный суд над ней. Причем никому из действующих лиц — и обвиняемых, и обвинителей — не дано избежать встречного иска к самому себе. Уж ему-то, пожалуй, в чем каяться? Никого не предал, никого не подвел. Обычная щепка в водовороте событий. И все же… Не он ли шарахался, будто от прокаженной, от своей соседки по дому, когда узнал, что осуждена ее родственница? Само бескорыстие, сама кротость, само всепрощение. Однако у нее тоже свой счет к себе, своя зарубка на совести: И неотвратимое, почти библейское возмездие за это.

Анатолий Рыбаков ставит своих героев лицом к лицу с новой, неподвластной их воле реальностью. Люди отважные, честные, эрудированные, они опоздали со своими предостережениями и упустили время. Оно работало уже не на них, а на того, кто по-хозяйски прибирал к рукам бразды правления. Вера в общечеловеческие ценности как основа противостояния героя эпохе. Если не физически, то духовно. И занимают писателя не только испытания на излом, на разрыв, но и воля к сопротивлению. Стихия жестокости хоть и могущественна в повествовании, но не всесильна. Она сталкивается с противодействием тех ценностей, которые принято называть общечеловеческими. Страшные метаморфозы претерпевают не только люди, но и слова, самые простые и святые, - отец, дети, братья. Но живет исконное, человеческое чувство: Вари к сестре, Саши к матери. Кто-то равнодушно смотрит на замерзающих спецпереселенцев, а кто-то берет к себе сироту. Есть сила зла, но есть и Саша, и Рыбаков веруют в это твердо сила добра и братства. В первой части романа тяжелая сцена. Беременность Лены прерывается народным способом — горчичной ванной. То, что было знаком высшей любви, превращается в убийство новой жизни и пытку одновременно. Старые истины погибли, а на месте их чудовищное, глумящееся зло. Саша с дороги, священник советует ему попарить ноги, а затем, несмотря на протесты, начинает их намыливать. Десятки персонажей, десятки сюжетных линий. Иные действующие лица мелькают лишь в эпизодах, иные — проходят через все повествование. Но с каждым из них связана своя тема, своя нравственная доминанта. И за этой россыпью происшествий, конфликтов, психологических состояний открывается ощущение слитности бытия, взаимозависимости индивидуального и общего, неизменно присутствующего в сцеплении событий единого знаменателя.

рыбаков дети арбата история создания

Это вчерашняя школьница еще не слишком заметная в Сашиной компании. Ни влиятельных родственников, ни выдающихся способностей, ни общественного темперамента. Это должно быть использовано. Социализм - земной рай, более привлекательный, чем мифический, хотя для этого тоже надо пройти через страдания. Эта политика проникла во все сферы жизнедеятельности человека, души людей покрывала ржавчина слепого поклонения кумиру. В году Советской власти было всего Еще было много реальных врагов, ожесточившихся в кампании раскулачивания и коллективизации, не оставляли надежды вернуть дооктябрьское время эсеры; быт и условия труда строителей новой жизни были ужасающими. Об этом мы узнаем из романа Н. Островского "Как закалялась сталь". Осознанная тревога народа отражена в повестях А. Гайдара "Военная тайна", "Тимур и его команда", "Судьба барабанщика" - вредительство, диверсии, шпионаж.

рыбаков дети арбата история создания

Этому нужно было противостоять. Старые большевики тщетно пытались восстановить ленинские принципы партийного руководства, они тут же объявлялись врагами народа и бесследно исчезали с арены борьбы. Оставались властвовать те, для которых истлели понятия "нечестно", "дурно", "неблагородно". Они руководствовались категориями "власть", "выгода", "сила", вставали рядом с сильными, забывая о совести, дружбе, чести. Вижу, как вы мучаете и терзаете. Это о них Ильич сказал: Какой же коммунизм вы им преподносите? Трагедия страны встает обнаженно и ясно: Действовать могли только приближенные Сталина. Было ли это во благо Родины? Эти вопросы мучат Сашу Панкратова, главного героя произведения, пламенного комсомольца, рвущегося занять свое место в деле строительства новой жизни. Но дело Ломинадзе критикует лично Ягода, и дело это, как понимал Березин, тянется дальше и выше, куда, Березин мог только догадываться. Осведомлен об этом Ягода, а ему Березин хорошо знал цену Страшная и зловещая цепь. Освобождение Панкратова может быть истолковано как изъятие из цепи пусть крошечного, но звена. Ягода этого не допустит.

  • Ловить рыбу неводом видео
  • Перчатка на палец для рыбалки
  • Рыболовные базы в центральной россии
  • Гаммарус для рыбалки купить в
  • И Вышинский не допустит". Среда сформировала крепкий характер прямого и честного человека, не способного на предательство ни идей, ни идеалов, ни друзей. Он из тех людей, которые не гнутся, а ломаются. Саша не мог постичь, как в свободной стране могла с ним случиться такая беда, но нашел в себе мужество и в тюрьме, и в ссылке оставаться человеком, не отказываясь от идеалов: Саша оказывается в сложной системе государственного механизма. Дядя Марк осуществляет почти немыслимые экономические планы Сталина, а племянник "запачкан в политике". Судьба Панкратова вплетается в сложный узел человеческих отношений: Софья Александровна, Варя, тюремный библиотекарь - добрые начала общества; борьба добра и зла прослеживается во взаимоотношениях Лены и Шарока, Березина и Дьякова. Предполагалось провести героев через е предвоенные годы, войну, первые послевоенные годы, в которых тоже немало тяжких и мрачных сторон жизни народа. Расскажу немного об авторе произведения и его творчестве. В году А.

    рыбаков дети арбата история создания

    Роман повествует о жизни еврейской семьи в —х годах в одном из многонациональных местечек на севере Украины, о яркой и всепреодолевающей любви, пронесенной через десятилетия, о трагедии Холокоста и мужестве гражданского сопротивления. Это вершинное произведение писателя соединило все краски его художественной палитры, добавив к ним философичность, тягу к историческому анализу и мистическую символику образ главной героини, прекрасной возлюбленной, затем жены и матери Рахили на последних страницах является как полуреальное олицетворение гнева и мести еврейского народа. В тетралогии использованы элементы биографии автора Саша Панкратов. В году было издано собрание сочинений в семи томах. Книги изданы в 52 странах, общим тиражом более 20 миллионов экземпляров. Где-то Рыбаков обмолвился, что путь Саши — это его, Рыбакова, путь, только Саша лучше, чем его прототип. Меня волнуют и волновали события, происшедшие в нашей стране в предвоенный период. Сейчас, когда в нашей стране демократия и гласность, необходимо высвечивать все тёмные пятна нашей истории. В заслугу Анатолию Рыбакову, несомненно, следует поставить стремление ликвидировать несколько таких пятен. Но основная тема произведения - историческая и художественная правда о трагическом периоде в развитии нашего общества. Проблема - воссоздать пласты недавней живой истории - как неотъемлемую часть духовной и социальной экологии. Раскрыть взаимосвязи между политикой и нравственностью - главный конфликт времени. Сюжет - в основе его - жизнь героев на фоне строительства социализма в двух планах: Сюжетные линии существуют параллельно, не пересекаясь. Яростное столкновение мировоззрений происходит и в том, и в другом планах. У них своя жизнь, насыщенная, полная интереснейших событий…. Вот Саша Панкратов — интеллигентный юноша. Наверное, Юра Шарок — сын портного - его антипод. Леночка Будягина — дочь видного дипломата, члена Центрального Комитета партии.

    Игорь 14.12.2017

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *